Покатушки по Северному Приладожью
Продолжение. Часть 4.
Свернем на лесную дорожку, по дорожке проедем немножко… Выйдя из деревни, дорожка то ныряет в низину, к лесному ручью, то прогуливается по давным-давно заброшенному, зарастающему травой и кустами полю, то поднимается на песчаный холм, поросший редким сосняком... Может быть, через километр она внезапно растворится в лесном болоте, а может, еще десятки километров будет петлять по лесам, пока не выйдет к старому финскому хутору. Все лесные дорожки не объедешь, пора возвращаться на шоссе...
|
Прямой участок - большая редкость. Недавно грейдер прошел. Приятно ехать на пологом спуске! До Хийтола – километров семь.
|
Хийтола. Соавтор рвет микрофон из рук…
Архивная Крыса:
Дуй до горы!.. …Современный поселок Хийтола появился одновременно со строительством железной дороги Выборг – Хийтола в 1890-1894 годах. В то время он назывался просто Асемакюля – Железнодорожная деревня. Но с древних времен существовала Хийтольская волость.
Скала Линнавуори в Хийтола.
Архивная Крыса:
Предки современных карелов появились в Приладожье в IX веке. По рекам, берущим начало в современной Финляндии и впадающим в Ладогу, древние охотники за мехами могли попасть в Ботнический залив Балтики и Белое море. Это был великий меховой путь карелов. Путешествия за мехами сделало карелов богатыми, и на побережье Ладоги стали расти их поселения.
IX-XI века – интересные времена! Эпоха викингов, вся Европа дрожала… Часто викинги наведывались и сюда, в Приладожье. Обитателей этих мест викинги называли кирьялами, а их землю – Кирьялаботнар (земля кирьялов, живущих в конце заливов). Карелы встречали дорогих гостей в многочисленных крепостях линнавуори (крепостная гора) и линнамяки (крепостной холм). Они оказывали викингам достойное сопротивление, окружающий ландшафт способствовал этому. Викинги, захватывавшие целые страны, карелов покорить не смогли.
…Помню, как я был здесь в первый раз. Поезд из Выборга медленно подходил к станции, я, как всегда, смотрел в окно… довольно равнодушно смотрел, привык уже к этим камням, озерам… И вдруг мимо меня стала проплывать эта гора! Очень впечатляет!
Фотографировать здесь несподручно – гора у самой станции, а на ней всегда погранцы. Мобилкой надо снимать, из-под полы.
|
|
|
Проезжаем, наконец, Хийтола. Теперь наш путь показан на карте. С ветерком спускаемся к мосту – опять через Кокколанйоки.
|
Вода в реке мутно-зеленоватая… Наверно, раньше река была шире, когда по ней шли корабли викингов.
|
|
|
А вот Кокколанйоки в ноябре. Это была не покатушка, а пешкА – такая пешая ноябрьская прогулка в 35 километров.
|
Свернем с Федеральной трассы влево (в сторону финской границы) на проселочную дорогу. По карте – ведет она в маленькую деревушку Алхо. Накрапывал дождик… вокруг на полях краснел цветущий иван-чай… дорожка, как всегда в Карелии, живописно извивалась… и вдруг раздвоилась. Я остановился в нерешительности… на моей карте такого нет!
На дальнем холме показался красненький жигуленок. Через минуту, притормозив около меня, из машины вылез прапорщик-погранец.
- Путешествуете? - спросил он. - Куда путь держите?
- В Куркиёки, - сказал я.
Он с некоторым удивлением на меня посмотрел. Куркиёки находятся как раз на трассе, с которой я свернул… “Чего ж ты не едешь, как все нормальные люди?»
- А документы какие-нибудь у вас есть? – спросил он вместо этого.
А то! Всегда наготове!.. Он тщательно изучил мой паспорт, каждую страницу.
- В прошлом году меня уже останавливали, и я писал расписку на имя вашего начальника… О том, что осведомлен о правилах нахождения в приграничной зоне…
- Счастливого пути! – он вернул паспорт, сел в жигуленок и уехал.
Я решил все-таки вернуться на трассу, ну его к лешему, еще заедешь в Финляндию…
|